Новости

УАЗ оборудует модели новым улучшенным бензиновым ДВС. Надежность должна повыситься

Похоже, что Ульяновский автозавод серьезно взялся за обновление моторов для своих внедорожников. Казалось бы, с появлением в линейке двигателей, нового двухлитрового дизеля на 130 л.с., все вопросы по силовой установке автоматически снимаются.

Но как оказалось, руководство завода решило продолжить работать с моторами ЗМЗ, и теперь на «Патриот», «Пикап», «Профи» и «Буханку» планируется устанавливать новую версию бензинового ДВС.
Видимо, Ульяновский завод решил не делать полную ставку только на дизельные моторы
Во многих случаях, например, в условиях Крайнего Севера, при очень низких температурах использование дизеля на Пикапах и Патриотах выглядит проблематичным. Поэтому было принято решение продолжать разработку бензиновых моторов и по возможности модифицировать ЗМЗ-409.

Доработка 409-го направлена на устранение самых простых, но очень важных проблем. В первую очередь, нужно было блокировать утечку моторного масла на соединениях. Специалистами даже было проведено небольшое исследование технологии сборки. Нужно было найти причины, из-за чего возникают утечки масла.

Оказалось, что протечкам во многом способствует недоработанная конструкция отдельных узлов и устаревшее оборудование, на котором изготавливают и собирают головки, клапанные крышки и поддоны.

Проблема в том, что ЗМЗ-409 строился на базе 406, но не как единая конструкция, а как несколько десятков последовательных модификаций, того же ЗМЗ-406. Вплоть до того, что от прежнего 406-го мотора остался только блок и частично головка.

Все это нужно было окончательно согласовать в одно целое. И одновременно внести изменения во все существующие модификации ЗМЗ-409, а их на сегодня только основных целых шесть штук.
Первым делом переделали конструкцию клапанной крышки
В процессе анализа конструкции оказалось, что прочности алюминиевой детали недостаточно для полноценного удержания масляных паров под крышкой. Естественно, при высоких температурах сапун не справляется с давлением, и масло частенько выдавливает из-под крышки.

Попробовали использовать более дорогой герметик-прокладку, более толстые прокладки, но улучшение было минимальным.

Нужно было изменить конструкцию самой крышки, сделать ее более прочной, но обязательно из алюминиевого сплава, чтобы улучить теплоотвод. В итоге доработали схему крепления. Теперь количество крепежа стало больше, нагрузка от болтов распределена по плоскости крышки более равномерно.

В результате удалось полностью блокировать утечки масла из-под крышки в области свечных колодцев. Это была самая главная причина нестабильной работы свечей зажигания. И кроме того, в несколько раз уменьшили количество случаев пригорания резьбы свечи, в резьбовой втулке.
Далее, 409-й двигатель нуждался в улучшении работы клапанов
То есть, сама конструкция привода толкателя, штока и самой тарелки, в принципе, устраивала. Но даже при самой тщательной притирке фаски к седлу герметичность закрытия клапана обеспечивалась лишь на относительно короткое время.

А еще на клапан через направляющую втулку регулярно просачивалось масло. Естественно, на фаске и всей тарелке появлялся нагар, клапан полностью не закрывался, автоматически падала компрессия и мощность мотора.

В этом случае, пришлось заменить полностью оборудование, на котором запрессовывали стальные направляющие втулки в алюминиевую головку двигателя. Точность запрессовки увеличилась в несколько раз.

Теперь притирки хватает для обеспечения плотного прилегания тарелки к седлу и нормальной работе клапана в течение 50–70 тыс. км. Плюс изменили форму маслосъемного кольца, это тоже уменьшило утечки масла внутрь камеры сгорания.
В итоге
Две достаточно простые операции позволили снизить количество пропусков зажигания, повысить компрессию на небольших оборотах двигателя и одновременно поднять крутящий момент.

Понятно, что лучшим решением будет переход на высокооборотный турбированный двигатель и новую шестиступенчатую МКПП. Все это в планах Ульяновского завода есть, вопрос только в технической реализации проекта. Шестиступенчатая МКПП уже собирается и в ближайшее время появится на Профи и Патриотах.